30.01.2021      161      0
 

Радищев Александр Николаевич (1749-1802)

Педагогические взгляды Радищева А. Н. Радищев был родоначальником революционно-демократической мысли в России. С исключительной энергией…


Педагогические взгляды Радищева

А. Н. Радищев был родоначальником революционно-демократической мысли в России. С исключительной энергией и смелостью он отстаивал интересы русского народа. Радищев ненавидел кре- постной строй и считал народные массы той силой, которой предстоит уничтожить деспотизм в стране.

Критикуя крепостные порядки в России, Радищев со всей силой критиковал и сословно-крепостническую систему семейного и школьного воспитания. Он решительно возражал против «домостроевщины» в укладе семейной жизни, против слепого подчинения детей воле родителей, так как такое положение явно противоречит воспитанию настоящего мыслящего и свободного человека, борца против деспотизма.

Радищев в ряде своих произведений («Путешествие из Петербурга в Москву», «Беседа о том, что есть сын отечества» и др.) высказал наиболее передовые в то время, во всем мире революционно-демократические педагогические идеи, основанные на материалистической философии.

Основная задача воспитания состоит в подготовке человека-борца против крепостничества и самодержавия.

«Самодержавство, — писал Радищев, — «есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние».

Дух самодержавия Радищев видел не только в системе государственного управления России, но и в произволе помещиков и чиновников, в подчиненном положении женщины, в семейных отношениях, в угнетении детей. Церковь является верным союзником самодержавия.

«Чудище обло, озорно, огромно, стозевно, и лаяй»,

— такими словами определил Радищев самодержавие и тесно связанное с ним крепостничество. К борьбе с этим чудищем воспитание и должно готовить людей. Надо воспитывать «истинных сипов отечества», любящих свою родину, ненавидящих рабство, готовых мужественно бороться за свободу.

В главе «Крестцы» («Путешествие из Петербурга в Москву») Радищев изложил целую систему воспитания. Забота о воспитании граждан должна составлять, по мнению Радищева, одну из главнейших обязанностей государства (имеется в виду, конечно, демократическое государство).

Воспитывать нравственные качества, чувство чести и человеческого достоинства надо путем «просвещения наукам и знаниям» и упражнении в нравственных поступках, приучая «дух свой к трудолюбию, прилежанию», любви к отечеству, желанию подражать великим примерам, самообладанию и умению настойчиво преодолевать трудности.

Говоря об умственном воспитании и образовании, Радищев требовал широкого распространения грамотности среди крестьян, реального направления в среднем образовании, дающего знание жизни (тогда как классическое образование оторвано от жизни и является схоластичным).

Русским детям надо преподавать науки не на латинском или французском, но на русском языке. В основу образования следует положить родной язык и историю, с одной стороны, естествознание и математику — с другой.

Радищев требовал открытия значительного числа высших учебных заведений. Он решительно протестовал против обычая дворян своего времени поручать воспитание детей гувернерам-иностранцам и указывал на обязанность родителей воспитывать детей.

Для того чтобы создать людей выносливых, способных ко всякому труду, умеющих преодолевать препятствия, необходимо укрепить организм, хорошо поставить физическое воспитание.

С малых лет ребенка надо учить «водить соху, вспахать грядку», надо, чтобы он умел работать «косою и топором, стругом и долотом»… «Не бойтесь сказать никому, — говорит Крестицкий Доремен своим сыновьям, — что вы корову доить умеете, что шти и кашу сварите, или зажаренной вами кусок мяса будет вкусен. Тот, кто сам умеет что сделать, умеет заставить сделать и будет на погрешности снисходителен, зная все в исполнении трудности».

Труд, пишет Радищев, должен выступать в качестве лучшей приправы в обеде воспитанника. Если ребенок будет постоянно упражняться в выполнении тех или иных физических работ, то для него «хлеб ржаной и квас деревенский» являются вкусной и приятной пищей. Нега и лень — худшие бичи человеческого организма; они ослабляют не только тело, но и крепость духа.

Умственное развитие человека следует за его физическим развитием. Постоянное «употребление сил» укрепляет тело, а с ним получают «развержение» и его умственные способности.

Так должен быть воспитан настоящий гражданин — сын отечества, волевой п твердый человек, борющийся за правду.

«Если бы закон или государь, или бы какая-либо земли власть, — указывает Радищев, — подвизали тебя на неправду и нарушение добродетели, пребудь в оной непоколебим, не бойся ни осмеяния, ни мучения, ни болезни, ни заточения, ниже самой смерти. Пребудь незыблем в душе твоей, яко камень среди бунтующих, но немощных валов, ярость мучителей твоих раздробится о твердь твою, и если предадут тебя смерти, осмеяны будут, а ты наживешь на памяти благородных душ, до скончания веков».

Если закон или сам государь повелевают делать то, что противно интересам народа, то по-настоящему воспитанный человек не только имеет право, но и обязан выступить против таких законов и распоряжений, против тирании и, не жалея сил и самой жизни, бороться за счастье народа.

Будучи хорошо знаком с воззрениями французских философов-материалистов XVIII в. и Руссо на воспитание, Радищев, выдвигая свои оригинальные положения, — о воспитании «сына отечества» — революционера, человека, не верящего в «благорасположенного монарха просветителя», резко критиковал ряд мыслей французских просветителей.

Радищев отвергал свойственное им идеалистическое утверждение о том; «что мнения правят миром», что путем воспитания можно «переделать общество». Особенно остро он критиковал французских просветителей за их требование удалять детей от общества на лоно природы или в закрытые изолированные воспитательные учреждения. Человек должен быть воспитан в обществе не как изолированный индивидуалист, а для борьбы за благо других, за благо народа.

Революционно-демократические идеи Радищева в области воспитания представляют собой вершину мировой педагогической мысли XVIII в. Недаром Екатерина II, читая главу «Крестцы» в его книге «Путешествие из Петербурга в Москву», заметила,что мысли Радищева о воспитании «противны закону божию, десяти заповедям, святому писанию и гражданским законам». Про Радищева она сказала своему секретарю Храповицкому:

«Он бунтовщик, хуже Пугачева!».

Как по своим политическим и философским взглядам, так и но педагогическим идеям А. Н. Радищев был предшественником революционных демократов начала XIX в. Белинского и Герцена.

В лице перечисленных выше писателей, философов и педагогов русская педагогическая мысль уже во второй половине XVIII в. проявила большую самостоятельность и оригинальность.


Об авторе: admin

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Космонавт Романенко за индексацию пенсий работающим пенсионерам

Космонавт Романенко за индексацию пенсий работающим пенсионерам

Роман Романенко поддержал предложение об индексации пенсий работающим пенсионерам Депутат Госдумы,...

Эпидемия ожирения

Эпидемия ожирения

Оглавление1 Переедание1.1  Самый опасный тип ожирения1.1.1 Рекомендации, предотвращающие переедание и...

Перерасчет пенсий для 10 миллионов работающих пенсионеров

Перерасчет пенсий для 10 миллионов работающих пенсионеров

Более 5 лет работающие пенсионеры незаконно не дополучают законные пенсии Около 10 миллионам работающих...

Напиши мне