30.01.2021      232      0
 

Радищев Александр Николаевич (1749-1802)

Педагогические взгляды Радищева А. Н. Радищев был родоначальником революционно-демократической мысли в России. С исключительной энергией…


Педагогические взгляды Радищева

А. Н. Радищев был родоначальником революционно-демократической мысли в России. С исключительной энергией и смелостью он отстаивал интересы русского народа. Радищев ненавидел кре- постной строй и считал народные массы той силой, которой предстоит уничтожить деспотизм в стране.

Критикуя крепостные порядки в России, Радищев со всей силой критиковал и сословно-крепостническую систему семейного и школьного воспитания. Он решительно возражал против «домостроевщины» в укладе семейной жизни, против слепого подчинения детей воле родителей, так как такое положение явно противоречит воспитанию настоящего мыслящего и свободного человека, борца против деспотизма.

Радищев в ряде своих произведений («Путешествие из Петербурга в Москву», «Беседа о том, что есть сын отечества» и др.) высказал наиболее передовые в то время, во всем мире революционно-демократические педагогические идеи, основанные на материалистической философии.

Основная задача воспитания состоит в подготовке человека-борца против крепостничества и самодержавия.

«Самодержавство, — писал Радищев, — «есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние».

Дух самодержавия Радищев видел не только в системе государственного управления России, но и в произволе помещиков и чиновников, в подчиненном положении женщины, в семейных отношениях, в угнетении детей. Церковь является верным союзником самодержавия.

«Чудище обло, озорно, огромно, стозевно, и лаяй»,

— такими словами определил Радищев самодержавие и тесно связанное с ним крепостничество. К борьбе с этим чудищем воспитание и должно готовить людей. Надо воспитывать «истинных сипов отечества», любящих свою родину, ненавидящих рабство, готовых мужественно бороться за свободу.

В главе «Крестцы» («Путешествие из Петербурга в Москву») Радищев изложил целую систему воспитания. Забота о воспитании граждан должна составлять, по мнению Радищева, одну из главнейших обязанностей государства (имеется в виду, конечно, демократическое государство).

Воспитывать нравственные качества, чувство чести и человеческого достоинства надо путем «просвещения наукам и знаниям» и упражнении в нравственных поступках, приучая «дух свой к трудолюбию, прилежанию», любви к отечеству, желанию подражать великим примерам, самообладанию и умению настойчиво преодолевать трудности.

Говоря об умственном воспитании и образовании, Радищев требовал широкого распространения грамотности среди крестьян, реального направления в среднем образовании, дающего знание жизни (тогда как классическое образование оторвано от жизни и является схоластичным).

Русским детям надо преподавать науки не на латинском или французском, но на русском языке. В основу образования следует положить родной язык и историю, с одной стороны, естествознание и математику — с другой.

Радищев требовал открытия значительного числа высших учебных заведений. Он решительно протестовал против обычая дворян своего времени поручать воспитание детей гувернерам-иностранцам и указывал на обязанность родителей воспитывать детей.

Для того чтобы создать людей выносливых, способных ко всякому труду, умеющих преодолевать препятствия, необходимо укрепить организм, хорошо поставить физическое воспитание.

С малых лет ребенка надо учить «водить соху, вспахать грядку», надо, чтобы он умел работать «косою и топором, стругом и долотом»… «Не бойтесь сказать никому, — говорит Крестицкий Доремен своим сыновьям, — что вы корову доить умеете, что шти и кашу сварите, или зажаренной вами кусок мяса будет вкусен. Тот, кто сам умеет что сделать, умеет заставить сделать и будет на погрешности снисходителен, зная все в исполнении трудности».

Труд, пишет Радищев, должен выступать в качестве лучшей приправы в обеде воспитанника. Если ребенок будет постоянно упражняться в выполнении тех или иных физических работ, то для него «хлеб ржаной и квас деревенский» являются вкусной и приятной пищей. Нега и лень — худшие бичи человеческого организма; они ослабляют не только тело, но и крепость духа.

Умственное развитие человека следует за его физическим развитием. Постоянное «употребление сил» укрепляет тело, а с ним получают «развержение» и его умственные способности.

Так должен быть воспитан настоящий гражданин — сын отечества, волевой п твердый человек, борющийся за правду.

«Если бы закон или государь, или бы какая-либо земли власть, — указывает Радищев, — подвизали тебя на неправду и нарушение добродетели, пребудь в оной непоколебим, не бойся ни осмеяния, ни мучения, ни болезни, ни заточения, ниже самой смерти. Пребудь незыблем в душе твоей, яко камень среди бунтующих, но немощных валов, ярость мучителей твоих раздробится о твердь твою, и если предадут тебя смерти, осмеяны будут, а ты наживешь на памяти благородных душ, до скончания веков».

Если закон или сам государь повелевают делать то, что противно интересам народа, то по-настоящему воспитанный человек не только имеет право, но и обязан выступить против таких законов и распоряжений, против тирании и, не жалея сил и самой жизни, бороться за счастье народа.

Будучи хорошо знаком с воззрениями французских философов-материалистов XVIII в. и Руссо на воспитание, Радищев, выдвигая свои оригинальные положения, — о воспитании «сына отечества» — революционера, человека, не верящего в «благорасположенного монарха просветителя», резко критиковал ряд мыслей французских просветителей.

Радищев отвергал свойственное им идеалистическое утверждение о том; «что мнения правят миром», что путем воспитания можно «переделать общество». Особенно остро он критиковал французских просветителей за их требование удалять детей от общества на лоно природы или в закрытые изолированные воспитательные учреждения. Человек должен быть воспитан в обществе не как изолированный индивидуалист, а для борьбы за благо других, за благо народа.

Революционно-демократические идеи Радищева в области воспитания представляют собой вершину мировой педагогической мысли XVIII в. Недаром Екатерина II, читая главу «Крестцы» в его книге «Путешествие из Петербурга в Москву», заметила,что мысли Радищева о воспитании «противны закону божию, десяти заповедям, святому писанию и гражданским законам». Про Радищева она сказала своему секретарю Храповицкому:

«Он бунтовщик, хуже Пугачева!».

Как по своим политическим и философским взглядам, так и но педагогическим идеям А. Н. Радищев был предшественником революционных демократов начала XIX в. Белинского и Герцена.

В лице перечисленных выше писателей, философов и педагогов русская педагогическая мысль уже во второй половине XVIII в. проявила большую самостоятельность и оригинальность.


Об авторе: admin

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заработать пенсионный стаж с 14 лет

Заработать пенсионный стаж с 14 лет

Подростки смогут работать и получить пенсионный (трудовой стаж) Российские подростки с 14 лет могут...

О старости

О старости

Здоровье в старости Знаменитый патологоанатом современности Давыдовский Ипполит Васильевич (1887–1968)...

Выплаты пенсий в ноябре перенесены

Выплаты пенсий в ноябре перенесены

Сроки выплаты пенсий в ноябре ПФР передвинуты В нерабочие праздничные дни 4 и 5 ноября в России не будут...

Напиши мне