19.01.2021      302      0
 

Педагогическая мысль и школа в России конца XVIII века

Я с детства интересовался историей, особенно хотелось узнать как учились школьники в царское время. Вторая…


Я с детства интересовался историей, особенно хотелось узнать как учились школьники в царское время.

Вторая половина XVIII века богата педагогическими высказываниями замечательных русских педагогов, мыслителей и писателей и новыми явлениями в области школы.

Педагогическая деятельность Ивана Ивановича Бецкого (1704-1795)

Новый сдвиг в школах России произошел в 60-х годах XVIII в. В 1764 г. в результате деятельности И. И. Бецкого было учреждено первое в России среднее (закрытое) женское учебное заведение — Институт благородных девиц в Петербурге (Смольный институт) и «мещанское отделение» при нем.

Этот институт для того времени был хорошо поставленным воспитательным учреждением, здесь не было того мрачного монастырского духа, который царил в женских пансионах Западной Европы.

В отношении женского образования Россия фактом открытия этого института опередила многие западноевропейские страны. По образцу Смольного института в дальнейшем возник ряд институтов благородных девиц в крупных губернских городах, в развитии женского образования царским правительством проводилась сословная, дворянская политика.

В 60-х и 70-х годах возникли повышенные (средние) учебные заведения: в Петербурге училища при Академии наук и при Академии художеств, в Москве «Коммерческое училище».

Был реформирован Кадетский корпус — он стал общеобразовательным учебным заведением с очень широким курсом учебных предметов (вплоть до таких, как естественное право, государственное право и «экономия государственная»).

Все эти учебные заведения были закрытого типа: дети поступали в интернаты 6-7 лет и оставались в них до 18 лет, а в корпусе до 21 года. Организацией этих учебно-воспитательных учреждений предполагалось «создать новую породу людей», — эта утопическая мысль, заранее обреченная на провал, была навеяна просветительной философией XVIII в. Хотели, изымая детей 6-7 лет из семей, изолировать их от влияния родителей и окружающей среды и воспитать в новых принципах.

В 60-х годах в г. Москве и несколько позже в г. Петербурге были открыты «Воспитательные дома» для детей сирот и подкидышей. Учреждением этих домов в России было положено начало общественному призрению сирот. Большинство стран Западной Европы в это время еще не имели воспитательных домов.

В 1774 г. было положено начало первому в России высшему техническому учебному заведению — Горному институту (корпусу) в Петербурге. По времени возникновения он был одним из первых в мире высших технических учебных заведений. Таким образом, и в этом отношении Россия опередила большинство других стран.

Организатором и руководителем перечисленных выше учебно-воспитательных заведений (Смольного института, Кадетского корпуса, Воспитательного дома и др ), основоположником женского среднего образования в России был видный педагог Иван Иванович Бецкой (1704- 1795).

Широко образованный человек, Бецкой в 1763 г. назначается совместно президентом Академии художеств и директором Кадетского корпуса, ему было дано поручение организовать ряд учебно-воспитательных заведений, разработать их устав.

Бецкой был и педагогом-теоретиком. В 1764 г. им было написано «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», которое определило общее направление просветительных мероприятий 60-х годов. Это — выдающийся памятник педагогической мысли XVIII в.

Бецким было составлено в 1766 г. «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества».

Бецкой высоко ценит воспитание; считает, что оно «корень всему злу и добру». Путем воспитания он мечтает создать новую породу людей. Однако Бецкой остается на почве существующих крепостнических отношений, поэтому в его программе нет коренного обновления нравственного воспитания.

Воспитание, по мнению Бецкого, должно

«вселять в юношей страх божий», утверждать сердца в добрых склонностях, приучать их к основательным и приличествующим состоянию их правилам, возбуждать в них охоту к трудолюбию… научить их пристойному в делах их и разговорах поведению, учтивости, благопристойности, соболезнованию к бедным, несчастным и отвращению от всяких предерзостей, обучать их домостроительству по всех оного потребностях…».

Бецкой указывает, что нравственное воспитание (которое он ставит на первое место) достигается не столько наставлениями и нравоучениями, сколько нравственными примерами. В связи с этим он предъявляет высокие требования к самим воспитателям.

В вопросе о наказаниях Бецкой стоит несравненно выше Локка, не допуская телесных наказаний детей ни в каком случае («никогда и ни за что не бить детей»), Бецкой выдвинул ценное в педагогическом отношении требование: необходимо поддерживать у детей бодрое, жизнерадостное настроение.

Ученье должно быть основано на свободном интересе.

«Учить с приятностью, избегая принуждения», «Приводить в ученье надобно как в приятное, украшенное цветами поле».

Он высказывается за всемерное развитие детской любознательности.

Бецкой был представителем так называемого «просвещенного абсолютизма», стоял всецело на почве существовавших тогда крепостнических отношений, оставляя незыблемым и в школьном деле принцип сословности н стремясь подготовить верных слуг монархии.


Об авторе: admin

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заработать пенсионный стаж с 14 лет

Заработать пенсионный стаж с 14 лет

Подростки смогут работать и получить пенсионный (трудовой стаж) Российские подростки с 14 лет могут...

О старости

О старости

Здоровье в старости Знаменитый патологоанатом современности Давыдовский Ипполит Васильевич (1887–1968)...

Выплаты пенсий в ноябре перенесены

Выплаты пенсий в ноябре перенесены

Сроки выплаты пенсий в ноябре ПФР передвинуты В нерабочие праздничные дни 4 и 5 ноября в России не будут...

Напиши мне