19.01.2021      216      0
 

Педагогическая мысль и школа в России конца XVIII века

Я с детства интересовался историей, особенно хотелось узнать как учились школьники в царское время. Вторая…


Я с детства интересовался историей, особенно хотелось узнать как учились школьники в царское время.

Вторая половина XVIII века богата педагогическими высказываниями замечательных русских педагогов, мыслителей и писателей и новыми явлениями в области школы.

Педагогическая деятельность Ивана Ивановича Бецкого (1704-1795)

Новый сдвиг в школах России произошел в 60-х годах XVIII в. В 1764 г. в результате деятельности И. И. Бецкого было учреждено первое в России среднее (закрытое) женское учебное заведение — Институт благородных девиц в Петербурге (Смольный институт) и «мещанское отделение» при нем.

Этот институт для того времени был хорошо поставленным воспитательным учреждением, здесь не было того мрачного монастырского духа, который царил в женских пансионах Западной Европы.

В отношении женского образования Россия фактом открытия этого института опередила многие западноевропейские страны. По образцу Смольного института в дальнейшем возник ряд институтов благородных девиц в крупных губернских городах, в развитии женского образования царским правительством проводилась сословная, дворянская политика.

В 60-х и 70-х годах возникли повышенные (средние) учебные заведения: в Петербурге училища при Академии наук и при Академии художеств, в Москве «Коммерческое училище».

Был реформирован Кадетский корпус — он стал общеобразовательным учебным заведением с очень широким курсом учебных предметов (вплоть до таких, как естественное право, государственное право и «экономия государственная»).

Все эти учебные заведения были закрытого типа: дети поступали в интернаты 6-7 лет и оставались в них до 18 лет, а в корпусе до 21 года. Организацией этих учебно-воспитательных учреждений предполагалось «создать новую породу людей», — эта утопическая мысль, заранее обреченная на провал, была навеяна просветительной философией XVIII в. Хотели, изымая детей 6-7 лет из семей, изолировать их от влияния родителей и окружающей среды и воспитать в новых принципах.

В 60-х годах в г. Москве и несколько позже в г. Петербурге были открыты «Воспитательные дома» для детей сирот и подкидышей. Учреждением этих домов в России было положено начало общественному призрению сирот. Большинство стран Западной Европы в это время еще не имели воспитательных домов.

В 1774 г. было положено начало первому в России высшему техническому учебному заведению — Горному институту (корпусу) в Петербурге. По времени возникновения он был одним из первых в мире высших технических учебных заведений. Таким образом, и в этом отношении Россия опередила большинство других стран.

Организатором и руководителем перечисленных выше учебно-воспитательных заведений (Смольного института, Кадетского корпуса, Воспитательного дома и др ), основоположником женского среднего образования в России был видный педагог Иван Иванович Бецкой (1704- 1795).

Широко образованный человек, Бецкой в 1763 г. назначается совместно президентом Академии художеств и директором Кадетского корпуса, ему было дано поручение организовать ряд учебно-воспитательных заведений, разработать их устав.

Бецкой был и педагогом-теоретиком. В 1764 г. им было написано «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», которое определило общее направление просветительных мероприятий 60-х годов. Это — выдающийся памятник педагогической мысли XVIII в.

Бецким было составлено в 1766 г. «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества».

Бецкой высоко ценит воспитание; считает, что оно «корень всему злу и добру». Путем воспитания он мечтает создать новую породу людей. Однако Бецкой остается на почве существующих крепостнических отношений, поэтому в его программе нет коренного обновления нравственного воспитания.

Воспитание, по мнению Бецкого, должно

«вселять в юношей страх божий», утверждать сердца в добрых склонностях, приучать их к основательным и приличествующим состоянию их правилам, возбуждать в них охоту к трудолюбию… научить их пристойному в делах их и разговорах поведению, учтивости, благопристойности, соболезнованию к бедным, несчастным и отвращению от всяких предерзостей, обучать их домостроительству по всех оного потребностях…».

Бецкой указывает, что нравственное воспитание (которое он ставит на первое место) достигается не столько наставлениями и нравоучениями, сколько нравственными примерами. В связи с этим он предъявляет высокие требования к самим воспитателям.

В вопросе о наказаниях Бецкой стоит несравненно выше Локка, не допуская телесных наказаний детей ни в каком случае («никогда и ни за что не бить детей»), Бецкой выдвинул ценное в педагогическом отношении требование: необходимо поддерживать у детей бодрое, жизнерадостное настроение.

Ученье должно быть основано на свободном интересе.

«Учить с приятностью, избегая принуждения», «Приводить в ученье надобно как в приятное, украшенное цветами поле».

Он высказывается за всемерное развитие детской любознательности.

Бецкой был представителем так называемого «просвещенного абсолютизма», стоял всецело на почве существовавших тогда крепостнических отношений, оставляя незыблемым и в школьном деле принцип сословности н стремясь подготовить верных слуг монархии.


Об авторе: admin

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Космонавт Романенко за индексацию пенсий работающим пенсионерам

Космонавт Романенко за индексацию пенсий работающим пенсионерам

Роман Романенко поддержал предложение об индексации пенсий работающим пенсионерам Депутат Госдумы,...

Эпидемия ожирения

Эпидемия ожирения

Оглавление1 Переедание1.1  Самый опасный тип ожирения1.1.1 Рекомендации, предотвращающие переедание и...

Перерасчет пенсий для 10 миллионов работающих пенсионеров

Перерасчет пенсий для 10 миллионов работающих пенсионеров

Более 5 лет работающие пенсионеры незаконно не дополучают законные пенсии Около 10 миллионам работающих...

Напиши мне