31.01.2021      212      0
 

Педагогические идеи французской буржуазной революции XVIII века

Оглавление1 Декрет о создании начальных школ1.1 План Талейрана1.1.1 План Кондорсе1.1.1.1 Первый период Конвента до июня…


Декрет о создании начальных школ

Целью Французской революции была ликвидация феодализма для утверждения капитализма. Осуществляя эту историческую цель, Французская буржуазная революция впервые поставила в порядок дня и задачу создания государственной «национальной» системы народного образования, отвечающей потребностям нового, буржуазного общества.

Этот вопрос привлек к себе широкое общественное внимание. Революционная буржуазия, которая тогда в союзе с народом боролась против монархии, дворянства и господствующей церкви выдвинула ряд просветительных планов, которые осуществились, однако, лишь в небольшой степени.

План Талейрана

10, 11 и 19 сентября 1791 г., на последних заседаниях Учредительного собрания был заслушан обширный проект Талейрана, епископа-аристократа, примкнувшего к политическим деятелям крупной буржуазии и либерального дворянства, игравшим тогда руководящую роль в Собрании.

Двойственность политической позиции этой группировки, выступавшей против старого режима, по боявшейся дальнейшего развития революции, отразилась в этом проекте так же, как и присущие Талейрану демагогия и лицемерие.

Подготовляя свой доклад, Талейран советовался с крупными учеными — Лапласом, Лагранжем, Лавуазье, Монжом, Кондорсе и др. Он уловил «дух времени» и отразил его в демагогических лицемерных положениях своего плана. В докладе указывалось, что для упрочения нового строя нужна «великая реформа» образования с целью создания «новых привычек, новых чувств, новых нравов».

Особенно подчеркивалась важность гражданского воспитания (нужно, чтобы все учились знать конституцию и защищать ее; декларация прав должна стать новым «катехизисом детства»).

Намечалась государственная система просвещения:

  1. начальные школы,
  2. школы дистриктов» — средние школы с 7-летним курсом разнообразных предметов знания,
  3. департаментские школы (специальные учебные заведения для подготовки священников, медиков, юристов и военных).

Однако искусно замаскированный план имел и свою «изнанку» реакционного характера: проект Талейрана, представленный вскоре после расстрела республиканской демонарации 17 июля 1791 г. на Марсовом поле, отражал стремление использовать систему просвещения в целях торможения поступательного хода революции, чтобы общая воля, «выраженная представителями нации…, не очутилась во власти рассеянной и беспорядочной воли толпы».

Талейран рассматривал народное образование как средство сохранения того строя, в котором «собственность нашла свои истинные основы». Гражданское воспитание должно служить этой цели.

Образование в его проекте строится так, чтобы «всех поставить на надлежащее место», поэтому декларативные фразы, что образование «должно служить для всех«, совмещались с утверждением, что школы II ступени, создаваемые на основе платности, предназначены «по самой природе вещей только для небольшого числа учащихся I ступени».

Хотя в программу вводится преподавание «морали», однако религия также остается в школьном курсе, а среди специальных учебных заведений на первом месте стоит школа, готовящая служителей культа. За духовными лицами сохранялось право на учительскую деятельность.

Провозгласив право женщин на образование, Талейран, однако, ограничивает пребывание девочек в школе возрастом 6-8 лет.

«Наиболее благонамеренные элементы», испытывавшие «особенный страх, видя большие нововведения», могли быть спокойны: Талейран сумел соблюсти «осторожность по отношению к чисто отвлеченным принципам«. Его план все же не был принят. Решающую роль сыграла боязнь Собрания передать управление школой Генеральной комиссии, назначаемой королем (что предлагал Талейран).

План Кондорсе

План Кондорсе был доложен 20-21 апреля 1792 г. Законодательному собранию от имени его Комитета народного образования. Автор плана, председатель комитета, был известным математиком, одним из последних энциклопедистов-философов.

Доклад Кондорсе проникнут идеями просветительной философии: он исходит из мысли, что «постоянно возрастающий прогресс просвещения» явится средством «к счастью большинства граждан».

Развитие народного образования на основе его бесплатности рассматривается здесь как средство «сгладить неравенство… и соединить классы…».

Подобных иллюзий было немало у французских буржуазных революционеров. Это были «…иллюзии, необходимые им для того, чтобы скрыть от самих себя буржуазное ограниченное содержание своей борьбы, чтобы удержать свое воодушевление на высоте великой исторической трагедии».

Кондорсе наметил систему преемственно-связанных между собой просветительных учреждений:

  1. начальные школы (с 4-летним курсом),
  2. школы И ступени (3-летние),
  3. институты (с 5-летним курсом, где завершается среднее образование и вместе с тем дается специальная подготовка,
  4. лицеи (высшие учебные заведения) и
  5. Национальное общество наук и искусств — высшее научное учреждение страны, стоящее во главе всей системы учебных заведений и направляющее их деятельность.

Кондорсе отстаивал идею светской школы, но она мыслилась им не как атеистическая, а лишь как нейтральная по отношению к различным религиям. Образование строится как разностороннее, энциклопедическое, с особым вниманием к физико-математическим и естественным наукам.

«Прогресс в физических науках произведет счастливую революцию в ремеслах», — указывал Кондорсе; вместе с тем, даже элементарное изучение этих наук служит, по его мнению, прекрасным средством развития интеллектуальных способностей, поскольку мысли здесь наиболее точно выражены.

Кондорсе выдвигал идею широкой просветительной работы со взрослыми («Публичные чтения» силами учителей школы I и II ступени, открытые лекции в институтах, издание популярных книг и т. п ).

Общедоступность школы осталась у него, однако, такой же иллюзией, как и мысли об общем благе и равенстве. Реальным содержанием его проекта была буржуазная школа, в своих высших звеньях доступная лишь немногим. Характерно, что в то время как начальную школу он планировал на 2 070 тыс. детей, в школах II ступени намечался контингент лишь в 135 тыс., а в институтах — 80 тыс.

Кондорсе особо подчеркивал, что учреждения народного образования должны быть возможно более независимы от всякого политического давления, поэтому все просветительные учреждения, по его проекту, образуют независимую от исполнительной власти корпорацию, где низшие ступени подчиняются высшим, своеобразное «государство в государстве».

Правда, в свое оправдание, Кондорсе указывал позднее, что принцип независимости от государства он выдвигал потому, что Франция тогда, весной 1792 г., была еше монархией; однако и в то время уже ясна была перспектива углубления революции.

Кондорсе, как жирондист, не хотел связать воспитание подрастающего поколения с углубляющейся революционной борьбой народных масс; в этом особенно сказалась буржуазная ограниченность его проекта.

Идея просветительной самоуправляющейся корпорации встретила много противников, поэтому план не был принят, хотя он продолжал привлекать к себе внимание, и на протяжении 1,5 лет многие его идеи лежали в основе ряда выдвигавшихся тогда проектов.

18 августа 1792 г. был принят декрет о ликвидации религиозных конгрегаций и отчуждении их имуществ. Это был удар по католической школе.

Первый период Конвента до июня 1793 года

В декабре 1792 г. в Конвенте развернулись страстные прения по докладу Комитета народного образования. Один из депутатов Дюран-Майян выступил против организации школы высших ступеней.

«Быть может, мы так сильно испорчены потому, что слишком учены;… французскому народу, чтобы быть счастливым, нужно в науках лишь то, что приведет его к добродетели», «народное образование поэтому следует ограничить одной школой и одной книгой»,

— он пытался вместе с тем защищать право церкви на духовное руководство французами.

Это выступление католика — «сторонника невежества», демагогически использовавшего руссоизм, было поддержано другим оратором и частью Собрания, но вызвало горячие протесты со стороны большинства. В ряде выступлений с большой силой прозвучал призыв организовать революционное воспитание молодежи, чтобы «пополнять ряды своих бойцов».

Ошибочным тенденциям недооценки научного образования, с одной стороны, и забвения революционно-воспитательных задач, с другой, якобинец Ромм противопоставил мысль о неразрывном единстве образования и воспитания.

В этот период Лобогастом были разработаны: вопрос о составлении новых учебников, стоящих на уровне передовых научных и политических идей, и учебные планы всех ступеней школы, намечавшие разностороннее образование по 4 циклам:

  1. литература и изящные искусства,
  2. моральные и политические знания,
  3. математические и физические знании,
  4. «практические искусства» (сельское хозяйство, ремесла и др.).

Но никаких решений Конвентом принято тогда не было.

Только 30 мая 1793 г., к концу 4-го года революции, был принят декрет о создании начальных школ (учителям их поручалось раз в неделю проводить «чтения» и для взрослых), причем декрет был сформулирован в самой общей форме, без указания организационных мероприятий.

 


Об авторе: admin

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заработать пенсионный стаж с 14 лет

Заработать пенсионный стаж с 14 лет

Подростки смогут работать и получить пенсионный (трудовой стаж) Российские подростки с 14 лет могут...

О старости

О старости

Здоровье в старости Знаменитый патологоанатом современности Давыдовский Ипполит Васильевич (1887–1968)...

Выплаты пенсий в ноябре перенесены

Выплаты пенсий в ноябре перенесены

Сроки выплаты пенсий в ноябре ПФР передвинуты В нерабочие праздничные дни 4 и 5 ноября в России не будут...

Напиши мне