24.01.2021      276      0
 

Проекты организации школьной системы 60-х годов XVIII века

Оглавление1 Народные училища1.1 Устав 1786 г. Малые и главные народные училища Народные училища Вопрос об…


Народные училища

Вопрос об организации школьной системы в России был поднят в «Комиссии по составлению нового уложения законов», созданной в 1767 г., где очень ярко выявились требования различных сословий к образованию.

Дворяне требовали открытия кадетских корпусов, где бы их сыновья обучались и содержались на государственный счет.

Только 2 дворянских наказа (из 158) ставили вопрос об открытии школ для крестьян, причем рассматривали их как средство «поправить нравы» крестьян, т. е. привести крестьян к большему повиновению помещикам.

Наказы купеческим депутатам «комиссии» требовали открытия школ для детей купцов, в которых бы ученики обучались разным языкам, «бухгалтерству и прочим купечеству необходимым наукам».
Депутат от пахотных солдат Иван Жеребцов выдвинул требование открыть сельские школы, что вызвало резкий протест со стороны крепостников-помещиков.

Частная комиссия об училищах, выделенная из состава обшей комиссии, составила проекты:

  1.  о низших деревенских училищах (с обязательным обучением здесь мальчиков от 8 до 12 лет; по желанию родителей могли обучаться и девочки; учителями намечались дьяконы и дьячки под контролем священника);
  2. о низших городских училищах;
  3. о средних училищах (имелось в виду устройство гимназий в губернских городах с 2 отделениями: для детей дворян и для детей разночинцев).

Был даже составлен проект открытия новых университетов в Пскове, Пензе и Чернигове. Эти проекты так и остались на бумаге.

Устав 1786 г. Малые и главные народные училища

Просветительные начинания 60-х годов XVIII в. заглохли вследствие роста крепостничества и усиления реакции после подавления восстания Пугачева. Бецкой был отставлен от руководства открытыми и преобразованными им учебными заведениями.

В просветительной политике конца царствования Екатерины II еще более усилились сословно-дворянские тенденции. Однако растущая с развитием мануфактур и с ростом городов потребность в грамотных и образованных людях давала себя знать все больше п больше.

В 1786 г. был издан устав народных училищ, согласно которому учреждалось два типа школ: — главные народные училища (в губернских городах) с 5-летним курсом и малые народные учулища с 2-летним курсом, соответствовавшим первым двум классам главного народного училища.

Число этих училищ к 1800 г. достигло 315 с 20 000 учащихся (из них около 1800 девочек).

Учреждением главных и малых народных училищ было положено начало школьной системе России, однако училища открывались только в городах.

В малых народных училищах, имевших два класса, преподавались: чтение, письмо, арифметика, грамматика, чистописание, рисование и закон божий.

Те же предметы преподавались и в первых двух классах главных народных училищ. В третьем и двухгодичном четвертом классах главного народного училища продолжалось изучение грамматики и обучение закону божию, заканчивалось преподавание арифметики и преподавались механика, физика, естественная история, история, география, геометрия, архитектура: для желающих преподавались латинский и один из новых языков.

Таким образом, здесь основное внимание обращено было на реальные знания, нужные для купцов, промышленников и других слоев населения.

Устав предусматривал обеспечение учащихся наглядными пособиями («Собрание естественных вещей из всех трех царств природы», математические и физические орудия и модели и т. п.).

В начале XIX в. главные народные училища были преобразованы в гимназии, а малые — в уездные училища.

 


Об авторе: admin

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

О старости

О старости

Здоровье в старости Знаменитый патологоанатом современности Давыдовский Ипполит Васильевич (1887–1968)...

Выплаты пенсий в ноябре перенесены

Выплаты пенсий в ноябре перенесены

Сроки выплаты пенсий в ноябре ПФР передвинуты В нерабочие праздничные дни 4 и 5 ноября в России не будут...

Инженерный подход к клеточному старению

Инженерный подход к клеточному старению

Оглавление1 Старение инженерными методами1.1 Рассмотрим причины старения по ди Грею и подходы SENS:1.1.1...

Напиши мне